Норвежские и эстонские исследователи сообщили об успехе второй фазы клинических испытаний кандесартана для профилактики мигрени. Этот гипотензивный препарат существенно снижал число дней с приступами по сравнению с плацебо. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet Neurology.
Лечение мигрени включает купирование приступов и их профилактику. Для профилактики разработаны специальные препараты, включая моноклональные антитела и низкомолекулярные антагонисты рецепторов CGRP (гепанты), но они помогают не всем пациентам и не всеми хорошо переносятся. При этом, по разрозненным данным, той или иной профилактической эффективностью в силу плейотропных эффектов могут обладать лекарства различных групп — гипотензивные, противосудорожные, липидснижающие и антидепрессанты, и их зачастую назначают по этому показанию офф-лейбл. Истинная эффективность большинства из них изучена недостаточно.
Один из таких препаратов — антагонист ангиотензиновых АТ1-рецепторов кандесартан, уже почти 30 лет применяемый в лечении артериальной гипотензии. В обсервационных исследованиях и небольших клинических испытаниях он продемонстрировал потенциал в качестве профилактического средства при мигрени.
Эрлинг Тронвик (Erling Tronvik) из Норвежского научно-технологического университета с коллегами провел тройные слепые рандомизированные контролируемые клинические испытания второй фазы CandMig-3 в 10 клинических центрах Норвегии и Эстонии. В них приняли участие 457 пациентов в возрасте 18–64 года (в среднем 38,7 года; 86 процентов — женщины), испытывавших от двух до восьми приступов эпизодической мигрени в месяц (с аурой или без). Случайным образом в соотношении 1:1:1 им назначили на протяжении 12 недель либо плацебо, либо 16 или 8 миллиграмм кандесартана в день.
Среднее число дней с мигренью в месяц на исходном уровне составило 5,7. К 9–12 неделям оно снизилось на 2,04 при приеме 16 миллиграмм активного препарата (низкая доза обладала схожей эффективностью) против 0, 82 при приеме плацебо: абсолютная разница -1,22 дня (p < 0,0001). Снижения частоты приступов на 50 и более процентов достигли 49 процентов пациентов в основной группе против 28 процентов в контрольной. Число дней с потребностью в триптанах (агонистах серотониновых рецепторов для купирования мигренозных приступов) уменьшилось соответственно на 1,3 и 0,4, однако значимых различий в суммарной продолжительности нетрудоспособности не было. Из нежелательных явлений наиболее распространенным было головокружение, которое наблюдалось у 30 процентов участников из основной группы и 13 процентов из контрольной. Серьезные нежелательные явления произошли у трех и одного процента соответственно, большинство из них не были связаны с лечением. По три процента участников из-за нежелательных явлений прекратили участие в испытаниях досрочно. В целом переносимость кандесартана была признана хорошей. Полученные результаты дают доказательную базу клинической целесообразности применения кандесартана для профилактики мигрени, однако для оценки долгосрочной эффективности и безопасности у широкого круга пациентов необходимы дополнительные испытания. Проведенное ранее сравнение эффективности различных препаратов для профилактики приступов мигрени на популяционном уровне показало, что некоторые старые недорогие препараты, к примеру симвастатин и амитриптилин, могут не уступать по эффективности более новым и дорогим.